ЖИЗНЬ И УМЕР АЛЕКСЕЯ ЗАЕВА

МУЗЫКА ФОТО ПОЭЗИЯ ПРОЗА СТАТЬИ Ссылки Видео

Новости

Последнее

В городе Видное 13 июля 2011 года от рака легких на 44-м году жизни скончался известный музыкант Алексей Заев, известный своим участием в группе «Х.З.», «Трибунале Наталии Медведевой» и как создатель проекта «Умер».Также Заев написал песню «Неконкретная корректность», широко известную в исполнении Найка Борзова. В апреле Алексей Заев выложил в своем блоге фото с большой опухолью на шее и сопроводил это шутливыми комментариями: "Я хотел родить Чужого, но теперь передумал! Вот и делаю химиоаборт!". Похоронен Алексей Заев 15 июля в городе Видное.

По сайту

Постепенно ничего не обновляется, т.к. некому этим регулярно заниматься.

Rambler's Top100 правильный HTML5 правильный CSS

Беседы с Алексеем Заевым. Часть 1

Часть первая. Об "Умере", после "Умера" и рекламе

"Умер" писался сначала в студии на Варшавской. Те люди, которые участвовали в записи альбомов "Умера" приезжали из Коломны. Вадим Кириченко - известная была личность, саксофон. А Митрич - так тот вообще легендарная личность. Он где-то в военном оркестре когда-то играл, ну это человек - просто от Бога духовик. Когда "Танаталогию" писали, он же не знал ни одной песни. То есть он слушал - у него абсолютный слух, судя по всему - тут же ноты писал, партии духовых - и для себя и для Кириченко, чтобы тот играл. Тут же изобретал какие-то ходы. После, по моему, третьей песни сидел уже злой, спина вся мокрая...

- Почему?

От напряжения. Он даже не знал, чего там играть, какие песни...

- А они из Коломны на какую-то свою запись приезжали и заодно с тобой записывались, или специально к тебе?

Нет, специально приезжали.

- Это друзья твои какие-то?

Да. Но там в Коломне, вообще, более солидарная тусовка была, своего рода музыкальный союз. Все, кто на чём-то играл, все там варились в этом соку, "Нормальный ход" там была группа такая...

- А, кстати, "Нормальный ход" - она ж до "Умера" была ещё?

Да, но я то не принимал в ней участие. Они мне помогали...

- Эти люди в записи "Умера" из "Нормального хода" были?

Из "Нормального Хода" там был только Гарик, Герман, Эдгар Герман - гитарист, гармошка, и песня даже одна его есть - "Но председатель сказал...". Да, и в этом, я испахабил, "Эксперимент" его. У него такой блюзовый был... На "Эксперименте" я вообще дорвался до всех этих песен, лирическую песню Дорохина тоже переделал. Тот на меня дулся потом с месяц. У него "Остров", песня, она такая лирическая, душевная, мягкая, а у меня она не мягкая и там ещё Наташка Маркова подпела.

- Но это уже не "Умер" был, а сольный Алексей Заев?

Здесь есть небольшая разница. Умер, всё таки, с ограниченной тематикой, что ли, всё как-то в одну сторону крен.

- А "Умер" вообще кто придумал?

Название Бегемот придумал, очень удачно, потому что слово "Умер" сразу же стало именем существительным - кого? - "Умера", кому? - "Умеру", чему?...

- А тексты отбирались специально по теме, под тематику "Умера"?

Я специально не задавался целью, отбирал что нравилось. Были и мои, были ещё всяких французов, немцев, экспрессионстов. Я брал из книг, тогда много было, да и сейчас много. Брал переводы готовые, короче, как "Странные игры" действовал.

- А почему такая тематика вообще сложилась?

А я не знаю, я с самого детства что-то бзикнутым был на страшном... Меня очень напугали лет в шесть. И может поэтому крышняк поехал. Я читал уже классе в седьмом, восьмом - любимые были писатели - Алексей Константинович Толстой... Я даже "Князя серебряного" прочитал только потому, что мне дико нравился упырь, семья вурдалаков. Гоголя я очень любил, Достоевского, за мрачность.

- Т.е. ты и определил такую концепцию "Умера"?

А не было там такого, чтобы специально сесть, думать, о чём петь... Само.

- Но вот эти записи "Умера" отличные совершенно, т.е. сделаны они по качеству очень хорошо. Меня это поразило просто в 1991 году во Владивостоке когда я их впервые услышал, насколько явный диссонанс между темой, совершенно коммерчески не реализуемой и качеством записи, исполнения, музыки...

Да, музыка у меня действительно прорывается... Я всё таки был воспитан на советской музыке, до сих пор очень люблю Ободзинского. Мы с Бегемотом в этом нашли общий язык. Так что в "Умере" сама мелодика, музыка, как таковая, ритмика, это всё от советской музыки идёт.

- Причём мне "Умер" попался совершенно случайно. Несколько песен записали в дописке на кусок оставшейся плёнки. Я вообще поразился, думаю - ничего себе - причём, к "Хуй Забею" по моему и дописали.

Ну, это ж одного поля ягода. И в "Умере" мне что нравилось, так это раздолбайство всеобщее. В том плане, что народ приезжает, ещё никто ничего не знает, что сейчас будет, но вот сейчас надо уже что-то делать - включай! - по ходу разберёмся... То же самое и я приходил так же...

- Ну ты же отбирал песни, приходил, наигрывал их как-то?

На первый альбом, "На брюхе" - там Бегемот отбирал.

- Он там не указан как участник записи?

Но он и не участвовал в записи, но песни, деньги, помог...

- А как вообще на этой студии удалось записаться?

На варшавке?

- Ну да. Она какая-то была профессиональная же?

Да, конечно.

- Там платили вы за запись?

Мы? Должны были платить, но Серёга Суворов, который начальник студии, он же звукорежиссёр - он деньги взял, потом зачем-то отдал. Да там деньги то были, ёлки-палки, пятьдесят рублей, что ли...

- Пятьдесят за всю запись? Но это деньги то уже были не такие, как в СССР, год-то уже был девяностый, девяносто первый, уже была инфляция...

Но такой глобальной ещё не было. Но Серёга Суворов пошёл по тому пути, что ему, видимо, то ли понравилось, то ли, не знаю... Но он не стал брать.

- А долго вообще вся запись происходила, по срокам?

Там указано, с какого по какое, на кассетах. Этот, вообще, чуть ли не в три дня записали - "Успокоенье". Очень быстро. "Рыбьи глаза" - тоже быстро. Я не люблю, это... Не "Metallica" я, чтобы по году сидеть над каждой песней.

- А люди, которые приезжали из Коломны, они где жили, пока запись шла?

Так они и уезжали в этот же день. Там одного дня хватало для них. Там же многоканальная техника. Они своё отыгрывали и Домой.

- А ты играл на этих записях на басу?

На гитаре тоже. Но и на басу. Некому было. Когда ещё состав был живой, там я на басу только играл. На "Умерах" я на басу, преимущественно.

- А потом вот эти как записи появились, следующие - "Уже время" и "Эксперимент", собранный из кусочков?

Там да, там вещи, которые были записаны, но они никуда не входили. Так просто писались, потом собрали...

- Они писались уже здесь, у Афанаса?

Нет, на варшавке. А "Уже время" - вообще смешно было - решили записать акустику, просто под гитару, но нормально, на студии что бы. Там же Карабас рулил, на варшавке. Потом подумали - а чего у нас, типа, ну и чё, надо бы бас какой-нибудь вписать. Ну, вписали бас.

- На басу кто играл?

Я же. А там было-то нас, два игруна - я, да Боря Марков, барабанщик. Потом подумали и решили: вот тут вот клавиш не хватает. Но сунули туда клавиши, в две, по моему вещи. А потом вдруг приезжает Боря Марков за какими-то барабанами своими. Ну а чё, раз он здесь, чего бы ещё барабаны не наложить, так что... С Борей Марковым, вообще история хитрая. Когда писали "Танатологию", то же было - он приехал записывать забеевский саундтрек к "Ебенефису", к мультику... Приезжает - о, Боря! - с барабанами? - С барабанами. - О, тут есть вот альбомчик, надо поиграть... Поэтому там даже слышно в какой-то песне, в конце, когда уже всё закончилось, а барабаны продолжились ещё несколько секунд, потом там слышно - а-а-а, блядь! - там, вдалеке. Он не знал, когда надо кончать. Он вообще ничего не знал, я стоял, дирижировал там, показывал, где пауза, т.е. там до смешного... Он приехал то не для этого совершенно.

- А то что на "Эксперименте" - это где было записано, вот эта вся электроника? Это не афанасовская?

Нет, это на Варшавке было записано. И на профсоюзной у Карабаса, я сидел и лепил что-то.

- А у Карабаса есть своя студия?

Нет, он там работал просто, потом ушёл что-то. Там была дурочка эта, женщина, как бы начальница студии, её назначили. Она вообще, ни бум-бум, не врубалась... Потом она спалила эту студию. Но после этого всё равно осталась начальницей. Что-то она не выключила там, пропали все карабасовские примочки - драммашинка, по моему, его там поплавилась, ещё что-то его личное.

- А "Танатологию" где записали?

Это у Дениса, на Студенческой.

- Там кто принимал участие в записи? Как, вообще, всё случилось?

Но там как-то придумали, что надо что-то писать. Единственная загвоздка была в том, что барабанщика не было, так "клик" специальный пускали в уши, чтобы потом, может быть, наложить барабаны, или какие-нибудь компьютерные, что ли сделать, машинку. Но приехал Боря писать "Ебенефис" и всё...

- И он записал все партии?

Сразу. За один день. Он приехал-то, чтобы записать и умотать. Ему пришлось и это записать и там барабаны.

- Танатология, кстати, классный альбом! В моём рейтинге после "Уже время" он на втором месте.

Кто-то его "Бравом" обозвал. Мне тоже нравится. "Танатология" - хороший альбом. Мне нравится, что там криво всё.

- А вот концерт в "Не бей копытом" - это был концерт "Умера"?

Нет. Это я с "Нормальным ходом". Мы с ними делали программу во время непрекращающейся пьянки. За две недели сделать целую двухчасовую программу и там же, в Коломне сначала, а потом в "копытах" обкатали.

- Получается, что таких клубных концертов один всего был?

Наверное.

- "Умер" играл в Видном, в Коломне, а в Москве?

Под этим названием мы не играли нигде. Только здесь. Там толком не было никакой игры. Не успели, разбежались. Я уехал в Коломну на день рождения и остался на шесть лет.

- Это какой год был?

Уехал в 1989-м. Женился там.

- К кому на день рождения?

Это связано с баптистами.

- И как случилось, что на шесть лет остался?

Пошёл к знакомым, к Васе Ковалёву - "Иероним Босх", коломенская была группа - он сейчас священник - теперь он Отец Василий. Сейчас он, правда, под запретом. У священнослужителей есть такое. Там половина моих знакомых, кто связал себя с Церковью, те под запретом.

- Там ещё Отец Сергий...

Сергий - нормально, служит, а все остальные под запретом. Это когда запрещено служить, но сана не лишают.

- А почему запрещено?

За всякие проступки. Вася вообще был реформатор, то есть он на русском всё делал, и алтарь у него был открытый.

- Ну и ничего хорошего.

Почему? Он это брал из раннего христианства. Всё правильно делал.

- А отец Сергий где играл?

Мы с ним тоже играли. В Коломне была группа "Ремонт". Где он ещё играл - не знаю. Он гитарист классный. Он и сейчас поигрывает.

- В Коломне ты женился на Наде и там шесть лет жил?

Да, до 1995 года. Мы с ней в 1996 году разошлись.

- Ты говорил, на Тверской жили?

Это когда в общаге отключили горячую воду и отопление, мы с Надей переехали...

- А к кому?

Это был человек, который способствовал нашему переезду из Хабаровска, профессор Кириллин, он умер недавно. Это где-то 1995-1996 год у него я жил. Мы когда разошлись, я ещё там жил. Хорошее место - Тверская - всё близко, метро...

- Сейчас там жутко. Даже в три часа ночи непрерывный поток машин, загазованность...

А это всё время так.

- А днём там вообще невозможно...

Мне это не мешало. Единственно, что от этих машин жарко было летом. А если окно закрыть - то очумеешь. Под нами магазин "Рыба" был, оттуда и тараканы забегали постоянно, их вывести невозможно было.

- Хорошо, что рыба не заплывала.

Там же мусоропровод прямо в квартире, а тараканов можно было вывести, но на пару часов, не больше.

- Ты же участвовал в записи Натальи Медведевой... И даже я видел съёмку концерта в клубе, где она выступает, потом заходят с камерой за кулисы, она всех представляет - вот, мол, Алексей Заев...

Может быть. Мы с ней много где играли. Играли в ЦДЛ на её творческом вечере.

- А как вы с ней познакомились?

Я уж не помню, через кого. Бегемот... Хотела здесь записать альбом, в Москве. Она же во Франции тогда жила.

- Ты рассказывал, с Лимоновым вы ездили...

Да, в его поддержку. Он же баллотировался в мэры...

- В депутаты от Твери.

Там было круто. Да, ездили.

- Это был 1994 год.

Я не помню уже, давно это было. Медведева всем лихо показала. Жизнелюбивая была. Один альбом мы начали даже с ней делать, не "Рашн Трип", а следующий...

- Кабаре?

Нет, это раньше было. Это она во Франции писала. Ну, в общем, там Боров потом всё делал. Я с ними успел совсем немного что-то поделать. Боров, Костыль... Барабанщики там менялись, я уже не помню.

- А с Бегемотом и Карабасом в "Хуй Забей" ты стал в каком году записываться, в 1990 по-моему?

Наверное. Я в 1989 уже слышал их, но я тогда жил в Коломне, а у них писалось то всё практически на дому, в Видном.

- Ты ходил к ним домой записываться?

Когда я стал с ними записываться, это уже было в клубе происходило, у Афанаса. Это пятый "Забей". По-моему, они и четвёртый в клубе писали, я точно не помню. Вообще я их слышал когда ещё никто не слышал - "Забей"-2. Это катушка ещё была, на которой под гитару просто всё исполнялось.

- А, у меня есть пара песен оттуда.

"Лирика Карабасов" там была сначала - это Карабас под гитару пел. Потом шла "Лирика задроченных бюсиков".

- "Лирика задроченных бюсиков" - это первый альбом "Хуй Забея".

Секунду. Это до альбома ещё было. Было два таких - одну часть пел Карабас, свои песни, лиричные, вторую часть, матерщинники, пел Бегемот. И называлось это "Лирика задроченных бюстиков". Потом только был первый "Забей".

- У меня есть две песни оттуда - "Поросла бурьяном площадь Красная, на Кремле потухли звёзды ясные, плесенью покрыло съездов дворец, вот и настал коммунистам пиздец". И ещё одна - "Кончил школу и в армию смело пошёл, ничего, я конечно же, там не нашёл, лишь одним благодарен ей рангом, тем, что сделался в армии панком".

Давно это было всё.

- Ты ещё говорил, что знаешь Глызина?

Ну, чего ж. Он тоже здесь на студии был постоянно.

- Записывался на студии Афанаса? А вы с ним учились вместе?

Да он старше меня лет на десять.

- А он не из Видного, случайно здесь?

Он жил в Расторгуево. Сейчас может быть уже и не там, но вообще здесь домик у него был.

- Вообще твои песни какие группы исполняют?

А никто сейчас не исполняет. Кое-какие записи есть. Хлебникова...

- "Это только начало".

"Только начало" я, кстати, так в её исполнении и не слышал.

- А я слышал.

Этой вещи я именно и не слышал.

- А какие слышал?

Я названия не помню - "Где-то было темнее тёмного, может быть это лишь казалось". Вот эту вещь она пела. Что-то ещё пела. Но там что-то не сложилось по какой-то причине.

- Не сложилось, в смысле, что она не заплатила денег?

Нет, почему? Да я денег и не прошу никогда ни за услуги, ни за что. Тексты нужны - пожалуйста. Есть возможность продать - пишется сразу какая-нибудь ахинея и продаётся. А что дальше будет...

- То есть на продажу ты можешь написать что-то.

Стараюсь этим не заниматься, потому что такая фигня получается!

- У меня есть тобою записанная реклама, "Торговый дом семь". Это что такое?

Это реклама.

- А откуда она?

А я что, помню что ли?

- Это где писалось?

Это на Варшавке писали.

- То есть это коммерческое что-то?

С рекламами, тут сложно сказать что-то.

- Ты только одну рекламу записал?

Нет. Ещё "Тиккурилу" - "Ну вы, тиккурила, блин, даёте". А самой первой была реклама журнала "ТВ Парк", с квадратной головой - "Что у вас с головой? - Телевизор люблю смотреть? - Всё подряд? - А вдруг что интересное пропустишь..."

- Это тоже ты озвучиваешь?

Да.

- Ничего себе! Я эту рекламу пятьсот раз смотрел.

Пятьдесят долларов получил.

- Серьёзно?

Да.

- А за "Торговый дом семь"?

По-моему ничего. Хотя не помню.

- А за "Тиккурилу"?

Тоже ничего.

- А откуда вообще взялась такая идея - участвовать в записи рекламы?

Ну, предложили - и согласился. Это всё с Карабасом связано. Там, то ли не было человека, а им надо было что-то озвучивать и решили попробовать.

- Класс!

Но я не актёр всё-таки...

- А есть неизданные альбомы, кроме "Общих частностей"?

"Общие частности" и "Когда начинается психиатрия", но "Психиатрию" вроде уже выпустили.

- А что такое "Заеff"?

Ну это не я придумал название, это Витя Никишан. Название мне дико не нравится. Это мы с Афанасом писали, специально сборник такой из вещей, которые мы когда-то играли. Там на "двойник" было вещей, но "двойник" не получился.

- Это тоже не издано?

Нет. Это как бы выпущено... Тиражом типа на компактах, но это...

- Самодельные?

Похоже на то.

- А вот песня - "А ещё я умею летать из окна" - она из какого альбома?

Это не из альбома.

- Сама по себе песня? Она у меня есть просто отдельно. Она ниоткуда?

Это песня 1989 года. Бегемот её на дописку писал к "Эксперименту" А так я не знаю.

- В "Эксперименте" её нету.

Он иногда писал на кассете, и просто дописывал её туда.

- А есть ещё песни, которые записаны и никуда не вошли?

Нет. А вот эта - "Посторонние", - которые "А ещё я умею летать из окна", она планировалась, в принципе, на "Рыбьи глаза".

- Не влезла?

Нет, просто не включили туда её. Что-то там тогда не понравилось. И сейчас что-то не нравится. Какая-то пафосная получилась.

- А вот эта запись, которая не вышла, "Общие частности", этот альбом записывали на Студенческой, в каком-то Доме инвалидов, вроде бы?

Это Институт культуры людей незрячих, слабо зрячих и слабо слышащих.

- Там "Запрещённые барабанщики" записывались.

Да, на той же студии. У Дениса Родионова.

- Это было как раз перед кризисом 1998 года. Там, кстати, Найк Борзов где то подпевает.

Да.

- Он там играл на чём-нибудь?

Нет. Только подпевал.

- И после кризиса не смогли выпустить?

Да, после кризиса все деньги ухнулись...У Игоря Титянникова, который собирался платить за запись, тогда фирма полетела.

- Там же, вроде, до сих пор какая-то гитара твоя лежит у них в заложниках?

Да. Фендер Стратокастер.

- Ну её ещё можно как-то...

Да я не думаю, я уж про неё и помнить-то не помню. Лежит и лежит.

продолжение следует...

Альбомы

 
Умер.На брюхе Алексей Заев

Все альбомы Алексея Заева можно заказать по почте у Бигимота. Заказы принимаются по адресу: 142703 Московская обл., г. Видное-3 а/я 42 Фан-клуб Х.З. или написав ему на электронный адрес